Категории
Производители
  • "Невская палитра" ЗХК
  • KOH-I-NOOR


Как научиться рисовать тушью.

     Рисунок ручкой и тушью — это одна из древнейших технологий, известных человечеству. Только раньше пользовались простыми приспособлениями, отличающимися от современных металлических и шариковых ручек или фломастеров, которые завоевали широкую популярность в последнее время. Несколько столетий подряд великие мастера рисовали тростниковыми палочками или гусиными, лебедиными и даже вороньими перьями. Появившись в конце восемнадцатого века, металлическое перо используется и в наши дни.

Сегодня рисунок ручкой и чернилами подразумевает не менее двенадцати техноологий. 

    Традиционно перо, узкое и подвижное, вставляется в любую деревянную ручку. Есть, конечно, и другие перья (плоские, тупые, круглые) — они тоже вставляются в ручки. Многие предпочитают рисовать поршневыми или

шариковыми ручками, которые очень удобны для нанесения ровных линий одинаковой плотности.

 

    Однако, несмотря на большие преимущества поршневых ручек и фломастеров, наибольшую экспрессивность и возможности  дают  классические   технологии:   это рисунок   пером   для   вычерчивания   карт (которое обмакивают в чернила),  тростниковой палочкой — средствами, которые позволяют прочертить очень тонкие линии, а также высококачественные черные резкие штрихи.

 

   Рисунок металлическим пером. Все штрихи просты;  чередование линий и участков черного цвета создает контраст.

 

.  Детализированный рисунок ручкой и чернилами. Эта техника требует не только хорошей подготовки, но и огромного терпения.

Как и другие художники, великие мастера Возрождения рисовали тушью и пером. Это набросок Микельанджело,  «Давид».

 

РАЗНАВИДНОСТИ ИНСТРУМЕТОВ ДЛЯ РИСОВАНИЯ   ТУШЬЮ

 

 

Справа:

1.  Перо для  картографической ручки

2.  Перья различной плотности

3.  Деревянные ручки

4.  Кисточка из колонка № 6

5.   Скребок для работы на бумаге с покрытием

6.  Поршневая ручка

7.  Ручка с наполнителем; -линер или рапидограф.

8.   Тонкий фломастер

9.   Клиновидный маркер

10.  Ручка кисточки, приспособленная  для рисунка чернилами

11.  Бамбуковая палочка, заостренная как перо

12.   Тростник клиновидной формы

13.  Камыш клиновидной формы

14.  Деревянный клин

                    ОСНОВЫНЫЕ ВИДЫ ШТРИХОВ ТУШЬЮ ПРИ ПОМОЩИ ПЕРА

 

Черные линии картографической ручкой и китайскими чернилами.

Белые линии картографической ручкой и белыми чернилами на черной поверхности.

а)   Отдельные линии тонким пером и

б)  тупым пером. Толщина линий зависит от наклона пера.

а) Штрихи различной плотности  и насыщенности,  сделанные кистью,  б) Белые линии скальпелем на бумаге с покрытием поверх черных чернил.

а)  Волнистые линии поршневой ручкой.

б)   Тонкие ровные линии, сделанные ручкой с наполнителем.

а) Линии различной толщины,  сделанные клиновидным маркером,  б) Перекрестная штриховка,  где линии  проведены тонким фломастером.

а) Широкие черные линии  и полусухие штрихи  тростниковым пером,  б)  Тонкие линии  и полусухие штрихи, сделанные кончиком ручки кисточки.

а) Клиновидным тростником проведены толстые и тонкие линии на сером фоне,  б) Штрихи и полоски,  сделанные деревянным  клином.

 

ОСНОВНЫЕ   ТЕХНИКИ  РИСОВАНИЯ  ТУШЬЮ

Слева: параллельные, зигзагообразны перекрестная штриховка, кривые линии.

Справа: простой пример того, как металлическое перо, делает тень и глубину с помощью штрихов.

 

Слева: Эта работа создана в технике чередования тонкой и толстой линии, металлическими перьями двух разных величин – тонким и толстым .  Предварительно был создан рисунок карандашом, заданы свет и тень.

Справа:   точечный рисунок металлическим пером. С тоновой растяжкой от светлого к темному, которая достигается  при помощи различной плотности и диаметра  точек.

 

 

Слева: Рисунок одной линией, без тени требует чрезвычайного мастерства формы. Эту технику исполъзовали такие великие мастера,  как Пикассо, Матисс, Ренуар, Дали и другие.

 

 

Справа:   Эту технику применяют на черном картоне или заранее покрашенной бумаге. Белые чернила, ручкой или кистью, дают форму и высвечивают детали.

Слева: Рисунок в негативе может быть сделан на куске толстого картона, который покрывают китайскими или индийскими чернилами, затем острой бритвой или скальпелем открывают белый цвет.

Справа: Заливка черным цветом,  не допускает полутонов. Форма создается блоками, участками черного цвета (так передается тень и черный цвет), с которыми контрастирует  белый  цвет бумаги.

 

Упражнения для туши. 

КАК  НУЧИТЬСЯ  РИСОВАТЬ  ТУШЬЮ  ИСПОЛЬЗУЯ   СУХУЮ КИСТЬ И  ПЕРО.

2.  Темные участки Работа сочетает в себе технику сухой кисти и пера. Сначала  художник   закрывает кистью темные места картины.. Сначала создается карандашный набросок. Затем художник берет локаные черные пятна кистью. Когда  нужен насыщенный, плотный черный цвет, он хорошо обмакивает кисть в тушь и сразу же наносит  тушь на работу. Когда же, на против нужна фактура сухой кисти, кисть вытирается об черновой лист бумаги до создания характерного сухого неравномерного мазка, а затем художник работает над 

  Использование ручки аккуратными штрихами, металлическим пером художник  наметил все части рисунка, включая небо. Поверх заданной на предыдущем этапе тени он набросал ряд штрихов, подчеркивая контраст и выводя на поверхность текстуру. Равновесием тонов и текстуры фасадов отдельных зданий художник добился двух вещей: обогатил рисунок и выделил освещенность здания на заднем плане, которое в законченном  варианте работы сильно контрастирует с передним и средним планами, которые оказались хорошо насыщены темным цветом.
«Фокусировка» света на заднем плане ничуть не приуменьшает чувство глубины рисунка. Участки черного цвета хорошо проецируют передний план, а полоска света, проходящая по низу картины, уводит взгляд с правого переднего плана к само¬му далекому фону.

 

 

 

КАК   НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ  ТУШЬЮ ПРИ ПОМОЩИ  КИСТИ

 

     Если ее умело использовать, то кисточка,  может стать очень тонким инструментом рисования с большим потенциалом возможностей. Многие иллюстраторы и мультипликаторы предпочитают кисть ручке, так как она многообразна по применению и допускает свободный стиль. Возможности кисти как рисовального средства проистекают от качества и формы ее волосков. Например, круглые собольи, беличьи или синтетические кисточки могут дать и очень тонкую линию, и широкий мазок на всю толщину кисти.

Можно варьировать и силу нажима на кисть, при которой большее или меньшее количество краски останется на бумаге. Абсолютно черный цвет при первом нажиме кисти постепенно переходит в серый и светло-серый, пока, наконец, краска не иссякнет совсем и вести кисть дальше станет уже бессмысленно; или придется сильно прижимать кисть к бумаге, чтобы получился едва заметный почти прозрачный серый цвет. Если правильно ею пользоваться, эта техника дает определенные возможности, как мы увидим в дальнейшем, и называется техникой сухой кисти. Как только вы взяли кисть в руки, особенно если на ней много чернил, то уже нет времени для колебаний. А когда вы прикоснулись ею к бумаге, то нет уже и хода назад. Как только вы это первый раз испробуете, вы поймете сами. Поэтому те, кто пользуется этим средством, обычно имеют высокую квалификацию, особенно если речь идет о рисунке человеческого тела.

Каждый из нас знает предел своих возможностей, но мы советуем вам не начинать с рисунка человеческого тела, когда вы впервые возьметесь за кисть с китайскими чернилами. Лучше выбрать пейзаж или простой сюжет, типа старого здания простой формы, на котором четко виден контраст света и тени. Хотя и пейзаж нужно рисовать правильно, но не с той степенью точности, которая необходима при рисунке человеческого тела. Подойдет также и натюрморт, в котором можно объединить самые неожиданные вещи: фрукты, вазы, книги, металлические и стеклянные предметы и т. д.

 

/. Прямые и параллельные тонкие линии проведены от руки на картриджной бумаге беличьей  кисточкой № 4.

2.  Толстые неровные линии на картриджной бумаге получаются при различном нажиме той же кистью.

3. Кольца от руки на картриджной бу¬маге кистью № 4. Следует быть внимательными,  чтобы толщина линии была одной и той же в каждом кольце. Постарайтесь также сохранить одинаковой  и насыщенность линий.

4.   Тонкие прямые линии кистью № 2 на бумаге с покрытием;  волоски кисти направляются рукой вдоль линейки.

 

Справа: В качестве примера Хуан Сабатер выбрал архитектурную тему,  которая из-за избытка деталей может показаться  чрезвычайно сложной.  Но,  как вы скоро убедитесь,  наша техника позволяет лишь наметить декоративные детали. Самым важным будет представить правильно структуру архитектурных элементов  и то, как на них падает свет. Делать это мы будем с помощью ограниченных средств,  которые будем считать  частью техники рисунка кистью и чернилами.

1.  Контурный набросок

Наметив границы рисунка (заметьте, что Сабатер опустил часть карниза), он сделал тщательный контурный набросок сюжета. Перспектива и все линии должны быть очень точными, потому что позже уже будет сложно что-либо изменить.

2.  Первые штрихи

Кисточкой закрашиваем участки черного цвета, следуя строго по линиям рисунка. Обратите внимание, что момент, когда кисточка высыхает, использовался для того, чтобы выписать, например, области полутонов вокруг основания фонтана. Линии арок написаны тоже почти сухой кистью.

3.  Создание общего тона

Играя на контрасте черного и белого и используя кончик кисти, Сабатер более живописно, чем можно было ожидать, распределил тональность картины. Посмотрите на направление мазков: в колоннах и арках они направлены к точкам схода соответственно (это усиливает ощущение глубины); а в других местах вертикальные линии визуально разделяют различные архитектурные элементы.

4. Заключительный этап

Поверх того, что было сделано на предыдущем этапе (см. выше), художник попытался показать текстуру, нанеся поперечную штриховку поверх уже наложенных мазков. Затем, свободными мазками, он наметил цветочный дизайн вокруг основания фонтана и, под конец,— декоративные элементы колонн, стен и арок, еще свободнее пользуясь кистью.

Вы уже заметили, что техника сухой кисти не была целью данной работы, но ее элементы все же присутствуют — есть моменты, где эта техника позволила нам создать менее насыщенный цвет. Именно эти маленькие технические неточности придали рисунку мягкость, сблизившую его с гравюрой.

 

Небольшой совет для начала

Вам потребуется терпение, если вы станете пользоваться этой техникой, ведь вы никогда не знаете, какой получится оттенок серого цвета после того, как вы дадите кисти высохнуть. Если вы хотите узнать это перед началом рисунка, есть один способ — попробовать на отдельном листе бумаги, разумеется, того же типа.

Это надо будет делать всякий раз, как вы будете опускать кисточку в чернила. Может быть, придется подсушить кисть тряпочкой для получения нужного тона. То есть терпение обязательно потребуется.

Пример Хуана Сабатера

Работая с фотографии на этой странице, наш друг Сабатер, пройдя все этапы, которые пройдем и мы с вами, создал рисунок, который вы видите на следующей странице.

1.  Контурный набросок

Легким нажимом карандашом 2В он нанес основные контуры будущего рисунка на акварельной бумаге средней текстуры так, чтобы эти контуры не помешали затем чернилам.

2.  Задание общего тона

Широкую кисть из синтетики или колонка обмакиваем в чернила и затем вытираем кусочком ненужной бумаги — тон получается мягким из-за малого количества чернил: им-то мы и выписываем фон. Точно так же, варьируя оттенки серого цвета, мы намечаем основные области рисунка (кроме дерева на переднем плане) и задаем общую тональность рисунка.

3.  Выписывание деталей и завершение работы

Здесь Сабатер взял две кисти: круглую  с четким кончиком для рисунка тонких черных линий и плоскую для серых тонов. Художник тщательно выбирал тон каждого мазка, потому что вносить изменения в работу при использовании данной техники практически невозможно (конечно, можно попробовать удалить лишний пигмент бритвой, но при этом есть риск испортить рисунок). Только терпение и скрупулезная работа уравновесят все тона рисунка, от самых черных на переднем плане до светлосерых тонов неба и гор на заднем плане. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжить
clear-bug-div
 
Наши друзья
чудо ребенок